Проведение инвентаризации

Инвентаризация: вспомнить всё!

Схема проведения инвентаризации остается неизменной уже длительное время. Однако хочется еще раз обратить внимание на основные моменты. Важным организационным вопросом является определение предстоящего объема работы, от которого напрямую зависят следующие два момента: установление сроков проведение инвентаризации и определение комиссии. Именно эта информация нужна для составления руководителем приказа об инвентаризации.

Инвентаризации подлежат все виды обязательств организации, все активы независимо от их местонахождения, а также числящиеся за балансом активы (принятые на ответственное хранение, арендованные и т.д.).
Срок проведения инвентаризации устанавливается в соответствии с объемом имущества и действующим законодательством. При большом объеме работ создаются рабочие и центральная инвентаризационная комиссия, выполняющая организационную, контрольную и регулирующие функции.

Рабочие комиссии непосредственно осуществляют инвентаризацию и документально ее оформляют. Состав комиссий формируется следующим образом: председатель центральной инвентаризационной комиссии – руководитель организации или его заместитель; члены комиссии: главный бухгалтер или его заместитель, начальники структурных подразделений и другие работники.

В рабочей инвентаризационной комиссии председателем является представитель руководителя организации (например, начальник структурного подразделения). Членами данной комиссии являются технологи, экономисты, инженеры, товароведы, т.е. хорошо знакомые с объектами инвентаризации специалисты.
Важный момент: материально ответственное лицо (МОЛ), в подотчете которого находится имущество, в состав комиссии для его проверки не включается. Однако данное МОЛ обязано участвовать при проверке фактического наличия подотчетного ему имущества. До начала проверки МОЛы сдают в бухгалтерию отчеты о движении подотчетных активов с приложением всех необходимых документов.

Также готовят активы к проверке: раскладывают по видам, группируют, сортируют и т.д.
Для оформления инвентаризации заранее готовятся бланки инвентаризационных описей. Проверка активов, имеющих материально-вещественную форму (ценные бумаги, основные средства, запасы), проводится в натуре (осмотр, подсчет, взвешивание, обмер). Кроме фактического наличия при проверке основных средств проверяется наличие и состояние бухгалтерских документов (описей, инвентарных книг и т.д.).

Не все активы могут быть проверены в натуре, в т.ч. и активы, имеющие материально-вещественную форму. К ним относятся: нематериальные активы; материалы и товары, находящиеся в пути; товары отгруженные; денежные средства на счетах в банках; денежные средства в пути; финансовые вложения; активы, переданные на ответственное хранение и в переработку, на комиссию; сданные в аренду (лизинг), предметы проката; резервы предстоящих расходов и расходы будущих периодов.
Инвентаризация расчетов проводится по документам и заключается в проверке обоснованности сумм дебиторской и кредиторской задолженности организации. 

Подведение итогов инвентаризации состоит в сопоставлении данных бухгалтерского учета и данных, полученных в ходе проверки и отраженных в инвентаризационных описях и актах. При выявлении расхождения составляются сличительные ведомости, а МОЛы дают письменное объяснение о причинах недостачи или излишков. Комиссия вносит предложение по регулированию выявленных расхождений и оформляет протокол заседания инвентаризационной комиссии, в котором указываются причины возникновения излишков и недостач и источники покрытия этих недостач. Соответствующее решение принимает руководитель организации.

Результаты инвентаризации обобщаются в ведомости результатов и отражаются в учете в том месяце, в котором руководителем принято решение. При годовой инвентаризации – в период составления годовой отчетности.
Будем надеяться, что данная статья поможет Вам не упустить важные моменты при подготовке к инвентаризации и в процессе ее проведения.